Формат
Немного частных мыслей про форматы и кадрирование.
Фотобумага
Навскидку я помню форматы 13*18, 18*24, 24*30, а могу ведь и ошибаться. Их, размеров фотобумаги, много. Смысл в том, что практически все эти бумаги не совпадают по пропорциям с кадром фотопленки!
И печать превращается в творческое занятие, состоящее из нескольких частей.
Произвольное увеличение кадра с одновременным кадрированием — раз.
Экспонирование (засветка), во время которой можно части кадра прикрывать рукой, к примеру — два.
И угадывание потребного времени проявления, потому как оно не прекращается с перекладыванием отпечатка в промывочную ванночку — три.
Это было круто.
А потом еще фоторезак и наклеивание в альбомы. Многие, впрочем, сваливали отпечатки в черные пакеты, огромными пачками разноразмерных фотографий…
Пленка
Давным-давно форматов в повседневном употреблении было несколько. Самый популярный в мое время — 35 мм. Кинопленка :) Кадр размером 36 на 24 миллиметра. Были фотоаппаратики с половинным форматом («Чайка», не помню насчет ЛОМО), на них отлично снимались диафильмы, на обращаемую цветную пленку.
Более серьезные аппараты — средний формат. Шесть на девять, шесть на шесть, и, кажется, шесть на четыре с половиной сантиметра. Пленка рулонная одна и та же на все варианты. Я таким если и снимал, то даже не помню, сколько раз и когда.
Было бы время и деньги — и добыл бы такое, и снимал бы, и печатал сам. Черно-белые. А так, на любительскую и профессиональную пленки, Зенитами и мыльницами «Кодак», отсняты тысячи кадров, тысячи же и напечатаны в минилабах в цвете, лежат в альбомах. Кое-что посканировал для большей сохранности и удобства ношения с собой.
Но время — оно другое теперь. Время цифровой техники.
Форматы цифровой фотосъемки
Не пытаясь даже и узнать, что доступно профессионалам (есть же матрицы крупнее, чем полноформатные зеркалки), обсудим два нарисовавшихся формата. Здесь не размер интересен уже, а пропорции.
Три на два — классика. Я предпочитаю этот формат, так же как и правильные производители. Это и панорамный вид, и портрет почти в полный рост, и большая свобода в композиции натюрмортов и фотографий природы.
Три на четыре — дань времени мониторов аналогичных пропорций. Все равно, что на видеокамеру снимать.
В виде любопытного исключения можно упомянуть хотя бы мой телефон с матрицей 1280*1024 пиксела — пять на четыре, соответствует по пропорциям и по размеру обычным LCD-мониторам 17 и 19 дюймов.
В целом все :) А еще есть панорамный формат 16:9, хотя на самом деле никто не мешает откадрировать сделанный снимок или склеить панораму из нескольких… на бумаге или в графическом редакторе, вот так.
Квадратные кадры очень выразительны, но массовые цифровые фотокамеры такого формата не имеют, потребуется кадрирование в нужный размер. В редакторе можно и рамочку приделать… полный отрыв от реальности :)